23.05.2020     0
 

Япония — как там воспитывают детей?


Япония - как там воспитывают детей?

Япония — как там воспитывают детей?

Воспитание детей в Японии осуществляется в рамках определенных возрастных этапов. Пока малышу не исполнится 5 лет, он может вести себя так, как ему заблагорассудится – капризничать, не подчиняться, настаивать на своем. До 5 лет – он «царь и бог» в семье. Когда же малышу исполняется 5 лет, картина воспитания и отношения к нему меняется на диаметрально противоположную: теперь для родителей он – «раб». На протяжении последующих 10 лет ребенку в сознание и поведение закладываются основные принципы существования в рамках японского общества, его права и обязанности.

В соответствии с данными принципами, будущий член японского общества должен знать свое место в нем, быть как все, иначе рискует остаться вне социальной группы.

Рождение и первый год жизни

Рождение малыша в Японии сопровождается красивым ритуалом: кусочек пуповины отрезается, высушивается и помещается в маленькую деревянную коробочку. Это – символ связи матери со своим ребенком. На этой коробочке гравируются имя матери и дата рождения ребенка.

Пока малышу не исполнится год, он находится в постоянном контакте с мамой. Женщина носит ребенка, буквально не оставляя его ни на минуту. Малыш может находиться у нее за спиной либо спереди, в специальной вставке, какие предусмотрены в японской одежде для подобных случаев. Кормит мама ребенка в любое время, когда ему захочется. В течение первого года мать старается делать все возможное, чтобы у ребенка не было причин для плача.

До 5 лет делай, что хочешь

До 5-летнего возраста японским малышам позволительно все. Если ребенок пытается сделать что-то запретное, взрослый не накажет его, а только предостережет. Если же случилось так, что непослушный малыш порезался или обжегся, мать попросит у него прощения за то, что не уберегла его от неприятностей.

Воспитание японских мальчиков и девочек различается, поскольку им уготованы в будущем различные социальные роли. Мальчик – это будущая опора семьи. Он должен быть упорным и сильным духом. Примечательно, что в Японии празднуют День мальчиков. В этот день в воздух принято запускать изображения карпов – рыбы, которая способна плыть против течения. Девочек же ждет роль матери и хозяйки дома, поэтому их учат наводить порядок и стирать, шить и готовить. Когда подросшие детишки отправляются в школу, мальчиков там, кроме обычных занятий, ждет посещение кружков, тогда как девочкам после уроков можно отправляться в кафе и проводить там свободное время в общении с подружками.

Наказание отчуждением

Поскольку основополагающим принципом существования человека в Японии считается его обязательная принадлежность к социальной группе, японцы с раннего возраста не мыслят свое существование вне общества, в одиночестве. Вся система воспитания в Японии построена с такой целью, чтобы человек считал смыслом своей жизни служение обществу. И для японских детей, на которых не принято повышать голос или поднимать руку, серьезным моральным наказанием является «угроза отчуждения», то есть нежелания близких с ним общаться, отлучения от дома.

До 3-х лет — в домашней среде

Общественное в Японии считается важнее личного. Смысл жизни каждого японца – в служении семье и обществу. Это касается также и каждой женщины, ставшей матерью. Пока ребенку не исполнилось 3 года, он находится под материнским крылом, а после трех лет его уже можно отдавать в детский сад. Если же японская женщина решает отдать ребенка в ясли до достижения им 3-летнего возраста, то общество будет ее осуждать за эгоистичное отношение к семье и за то, что она ставит свои интересы выше семейных.

После 3-х лет – пора в детский сад

Когда японскому малышу исполняется 3 года, его обычно отдают в детский сад. В детских садах Японии основное внимание уделяется не столько образованию ребенка, сколько его воспитанию и в первую очередь – развитию навыков социализации, умения жить в коллективе. Малышей делят на группы по 6-8 человек. Ребенок должен научиться общаться со своими товарищами по группе без конфликтов. Если все-таки ссоры между ними возникают, то взрослые стараются не вмешиваться, чтобы с самых ранних лет дети учились решать свои социальные проблемы самостоятельно. Если же у малыша все-таки перманентно не складываются отношения в одной группе, его переводят в другую.

Воспитателей в детском саду часто меняют, чтобы у детей не возникало к ним тесной привязанности. Детей учат взаимоотношениям на основе компромиссов, соперничество не приветствуется.

Быть японцем — значит, быть как все

Расти в коллективе и стать послушным винтиком в большом общественном механизме – вот чего ожидают от каждого молодого японца. Иметь свое мнение не приветствуется, а если такое происходит, то ребенок становится объектом насмешек среди сверстников. «Белая ворона» может быть подвергнута травле: данное явление очень распространено в японских школах и носит название «идзимэ».

Показательным можно считать распространенное в образовательной системе Японии хоровое пение. Солистов здесь не выделяют, а само пение хором служит укреплению связей с коллективом. Детей в коллективе не принято выделять, чрезмерно хвалить либо ругать. Все подчинено основному правилу: «будь как все и не выделяйся». В итоге, одним из основных недостатков японской воспитательно-образовательной системы является уравниловка — «выращивание» однородной человеческой массы, среди которой не выделяют талантливых и приветствуют покорных.

Следствием такого подхода стал рост инфантилизма среди подрастающего поколения и, возможно, как протест, — частые случаи неприятия критики от взрослых и агрессивное отношение к ним. Несомненным, однако, плюсом является традиционное в Японии семейное воспитание, с его внимательным отношением к детям, заботой о проблемах ребенка и его судьбе.